К советникам Старого города пришел человек с большим количеством чертежей и эскизов. Никто не знал, как он попал в Прагу, но он, без сомнения, был чехом, потому что говорил, как магистр, звали его Гануш, и представился он как знаток разных часовых механизмов, которые изучал много лет в Европе. И предложил украсить староместскую ратушу курантами, каких еще никто не видел на свете
Советники сначала выразили недоверие, но Гануш разложил чертежи и так долго объяснял им устройство предлагаемого часового механизма, что наконец убедил. С ним заключили договор, и он приступил к работе. В день запуска курантов на площади перед ратушей собралось много народу. Раздался звук колокола, над курантами открылись два окошка, и перед изумленными зрителями прошли двенадцать апостолов со своим пастырем, смерть дергала колокольчик, старик поворачивал голову, скупой покачивал мешком, а Турок хмурился. Большой циферблат сиял золотыми кругами и линиями, а люди в священном изумлении смотрели на эти удивительные знаки, линии, числа, на круглый циферблат и изображения двенадцати небесных знаков и многие другие вещи
Мастер Гануш объяснял и показывал, для чего знаки и циферблаты: объяснял движение Луны, Земли, Солнца, где последняя четверть, а где первая, что показывает круглый календарь с 365 зубцами, с двенадцатью обычными месяцами и золотыми цифрами. Особенно поражались пражские часовщики.
Однако Гануш не возгордился; продолжал сидеть в своей маленькой комнате до поздней ночи, чертил, а его помощник всем рассказывал, что его господин готовит новое произведение, которое будет еще лучше староместских курантов. О прилежной работе мастера Гануша, о его славе за пределами Чехии, о том, что к нему за советами приезжают знатоки точных механизмов со всего света, узнали и советники.
Это их обеспокоило, они подумали, что мастер Гануш готовит новые куранты для другого города и слава пражских часов быстро угаснет, если в другом городе будут такие же или еще лучшие куранты. "Хотим иметь самые лучшие куранты на свете? Тогда не надо ни с чем считаться, а воспользоваться единственной возможностью помешать Ганушу в его дальнейшей работе. Ничего плохого мы ему не сделаем. Лишим зрения. Хоть и не будет больше работать, город о нем позаботится".
Мастер Гануш не чувствовал приближения опасности. Сидел в своем доме, делал расчеты, чертил, пока не стемнело, потом зажег лампу, и свет лился из его окна до самого рассвета. Внезапно кто-то постучал в дверь. Мастер поднялся от чертежей и старческими шагами поспешил к двери закрыть засов но не успел. Двери распахнулись, в комнату ворвались два человека в капюшонах и сбили мастера Гануша с ног. Он ударился головой о стол и потерял сознание. Пришедший утром помощник нашел своего мастера лежащим в горячке на кровати, глаза у него были завязаны, он метался, и просил зажечь свет. Больной без устали просил свет. Осторожно сняли его повязку и пришли в ужас: ночные посетители лишили мастера зрения раскаленным железом.
Мастер Гануш сидел печальный, иногда вставал, брал пилу или готовальню, потом снова клал на место, но однажды приободрился, позвал помощника и попросил проводить его к курантам. Подмастерье обрадовался, потому что думал, что к старику вернулось вдохновение и желание работать. Пока они шли по площади, люди останавливались и с уважением приветствовали мастера. Но он не отвечал, шел походкой слепого, и люди замечали, как сильно он одряхлел за короткое время: похудел, поседел, лицо его пожелтело, как пергамент, на который он наносил свои удивительные чертежи.
Из ратуши как раз выходили несколько советников, но все они отвернулись и делали вид, что не видят мастера. Помощник молчал, чтобы его не расстраивать еще больше. Мастер Гануш попросил подмастерье, чтобы привел его к четвертой, самой сложной части курантов. С трудом поднялся по узкой лестнице, стоял молча и слушал тихий голос точного механизма, лицо его порозовело и помощнику показалось, что он еле заметно улыбнулся. Потом внезапно нахмурился, и позже помощник вспоминал, что как раз в ту минуту в курантах прозвучал колокол, когда за него потянула смерть.
Мастер задрожал, наклонился вперед, вытянул перед собой руку, в какой-то момент засомневался. Потом схватил рычаг, его движение было уверенное и точное, как-будто на мгновение он снова прозрел, немного выждал и потом со всей силы потянул. В механизме что-то заскрипело, колеса начали грохотать, все закрутилось в дикой неразберихе, и смерть начала беспрестанно звонить. А Гануш медленно сползал на пол, он был мертв.
Из персонажей курантов на ратуше больше всего рассказов о скелете. Если чешскому народу угрожают тяжелые времена; скелет кивком головы дает знак. Его предсказание может уничтожить только мальчик, родившийся в новогоднюю ночь: как только куранты после долгого простоя снова начнут работать и в полночный час скелет даст знак кивком головы, мальчик должен выбежать от Тынского храма и прибежать к ратуше через всю площадь так быстро, чтобы успеть к курантам до последнего их удара. Если ему это удастся, то предсказание скелета будет уничтожено, и несчастье будет предотвращено.
Над курантами есть два окошка, за которыми когда-то находилась тюремная камера. Однажды там оказался рыцарь, пражане захватили его, осудили к обезглавлеванию, посадили в камеру, где он ожидал прихода палача. Рыцарь уже потерял последнюю надежду и удрученно смотрел из окошка на площадь. Только начали бить часы, смерть шевелила косой и открывала рот, скупой покачивал мешком, а петух кукарекал.
И случилось, что в открытый рот скелета влетел воробей, челюсти закрылись, и воробей оказался в заточении на целый час, пока куранты снова не начали отбивать час. Как только скелет после 60 минут открыл рот, воробей вылетел и исчез за трубами на крышах. Заключенный рыцарь за всем этим наблюдал, и когда увидел воробья снова на свободе, у него появилась надежда, которая вскоре исполнилась: в тот же день старый спор был решен, и пражане проявили к своему заключенному милосердие.
Ещё фотографии сделанные на башне:
А это внутри и в подвале
Завтра рассказ о Вышеграде
Комментариев нет:
Отправить комментарий